Положение о проведении XII сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса имени И.С. Шмелева «Лето Господне» в 2025-2026 гг.
1. Общие положения
1.1. Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне» на соискание премии за лучшую творческую работу среди учащихся образовательных учреждений на территории Российской Федерации и за рубежом (далее Конкурс) учрежден по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
1.2. Проведение Конкурса призвано содействовать формированию устойчивого интереса к изучению отечественной литературы, истории, русского языка и основ православной культуры.
1.3. Конкурс проводится ежегодно и является публичным.
1.4. Проведение Конкурса предполагает:
- равные условия для всех участников;
- освещение в средствах массовой информации;
- неразглашение сведений о результатах Конкурса ранее даты их официального объявления;
- публикацию лучших произведений участников Конкурса.
1.5. Положение о Конкурсе и все вносимые в него изменения, а также состав Конкурсной комиссии и Экспертного совета утверждаются Председателем Издательского совета Русской Православной Церкви.
2. Цели и задачи конкурса
2.1. Цели Конкурса:
- развитие творческого потенциала подрастающего поколения на основе духовной традиции отечественной культуры;
- развитие культуры чтения и интереса к русской литературе;
- популяризация творчества писателей, следующих духовной традиции отечественной культуры;
- содействие формированию у юных писателей творческих навыков, направленных на сохранение и развитие лучших традиций русской литературы.
2.2. Задачи Конкурса:
- поддержка одаренных, творчески мыслящих детей и подростков;
- развитие творческого потенциала участников Конкурса;
- популяризация русского языкового и литературного наследия в России, а также странах ближнего и дальнего зарубежья;
- содействие приобщению детей и подростков к православной культуре и традициям Церкви.
3. Учредители и организаторы Конкурса
3.1. Учредителем и организатором Конкурса является Издательский совет Русской Православной Церкви (далее: Издательский совет).
3.2. Соорганизатором Конкурса является АНО «Центр духовно-просветительских программ имени святителя Филарета Московского».
3.3. Издательский совет привлекает партнеров для организационного, информационного и методического сопровождения Конкурса.
3.4. Издательский совет формирует Конкурсную комиссию, Экспертный совет и Отборочную комиссию.
3.3.1. Издательский совет:
- обеспечивает методическое и информационное сопровождение Конкурса;
- координирует деятельность Конкурсной комиссии, Экспертного совета и Отборочной комиссии;
- готовит итоговый отчет по результатам проведения Конкурса.
3.3.2. Конкурсная комиссия:
- определяет финалистов по результатам оценки работ заочного этапа;
- определяет победителей по результатам оценки работ очного этапа.
В состав Конкурсной комиссии входят деятели науки, культуры и искусства, писатели, литераторы, священнослужители и общественные деятели.
3.3.3. Экспертный совет:
- оценивает работы, представленные на Конкурс;
Состав Экспертного совета формируется из преподавателей русского языка и литературы, привлеченных специалистов и экспертов.
3.3.4. Отборочная комиссия:
- определяет перечень кандидатов в финалисты Конкурса на основе результатов оценки работ заочного этапа Экспертным советом.
Состав Отборочной комиссии формируется из сотрудников аппарата Издательского совета и привлеченных экспертов.
4. Условия проведения Конкурса
4.1. Предметом Конкурса являются индивидуальные творческие литературные работы на русском языке, соответствующие требованиям данного Положения.
4.2. Творческие работы принимаются для участия в Конкурсе с 1 сентября по 10 декабря 2025 года.
4.3. Участники Конкурса распределяются по трем возрастным группам, соответствующим: 6-7 классам, 8-9 классам, 10-11 классам.
4.4. Участниками Конкурса могут быть учащиеся (студенты) образовательных учреждений среднего (полного) общего и среднего профессионального образования (школ, гимназий, колледжей, лицеев и т.п.) любой организационно-правовой формы, а также воспитанники воскресных школ, учреждений дополнительного образования и иных образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежья не старше 18-ти лет.
4.5. Информация о Конкурсе размещена на сайте (http://www.letogospodne.ru). В разделе «Методические материалы» участники и педагоги могут прочитать статьи, ознакомиться с записями вебинаров и лекций, посвященных подготовке творческих работ.
4.6. Участникам Конкурса предлагается ознакомиться с тематическим планом (Приложение №2), включающим ключевые тематические направления и возможные темы творческих работ, а также ознакомиться с примерными жанрами творческих произведений (Приложение №3). Выбранные жанр и тема конкурсной работы указываются при заполнении анкеты участника на сайте Конкурса. Раскрытие темы и соответствие выбранному жанру творческой работы учитывается при оценке работ Экспертным советом.
4.7. Для участия в конкурсе необходимо заполнить анкету участника (Приложение №1) на сайте Конкурса (http://www.letogospodne.ru) и приложить к ней творческую работу, оформленную в соответствии с п.5.1.
Персональные данные участников Конкурса являются конфиденциальной информацией и не могут быть переданы третьим лицам. Работы не рецензируются и не возвращаются.
4.8. Издательский совет оставляет за собой право не рассматривать работы, не соответствующие требованиям Положения, не вступать в переписку с участниками и не объяснять причины отказа.
5. Требования к конкурсным работам
5.1. Требования к оформлению работ для подачи в электронном виде:
- в текстовом формате *.doc, *.docx, шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал – 1,5;
- поля страницы: 3 см слева, по 2 см сверху и снизу, 1,5 см справа;
- объем конкурсной работы не должен быть менее 5000 знаков с пробелами (3 страницы формата А4) и не должен превышать 20 000 знаков с пробелами (не более 12 страниц А4).
5.2. Все представленные на конкурс литературные работы оцениваются по трем группам критериев:
- творческие достоинства работы (до 10 баллов):
a. оригинальность творческой идеи;
b. самостоятельность мышления, наличие авторской позиции;
c. полнота раскрытия темы;
d. способность к анализу;
e. глубина эмоционального и эстетического воздействия;
- литературно-художественные достоинства работы (до 10 баллов):
a. выдержанность стиля, соответствие выбранному жанру;
b. последовательность изложения;
c. смысловая цельность, связность;
d. яркость и образность письменной речи;
e. композиционная стройность;
- соблюдение правил и норм русского языка (до 5 баллов)
Итоговая рейтинговая оценка складывается из суммы полученных баллов.
6. Порядок проведения Конкурса
6.1. Конкурс проводится в два этапа.
6.1.1. В рамках первого (заочного) этапа Издательский совет проводит предварительный анализ работ на предмет соответствия заявленной теме и оригинальности. Работы проходят проверку через электронную систему «Антиплагиат».
6.1.2. Экспертный совет оценивает работы в соответствии с п.5.2 данного Положения. По результатам оценки Отборочная комиссия формирует рейтинг работ, Конкурсная комиссия определяет число финалистов (отдельно по каждой группе) и приглашает их для участия в заключительном этапе Конкурса.
6.1.3. Из числа участников, набравших наибольшее число балов в рейтинге, приглашаются участники группы «Мартовская капель», в рамках которой проводится цикл занятий с профессиональными литераторами в формате видеоконференции. В рамках цикла предлагается выполнить ряд творческих заданий. По итогам проведения цикла Конкурсная комиссия определяет дополнительное число финалистов (отдельно по каждой группе) и приглашает их для участия в заключительном этапе Конкурса.
6.1.4. Второй (очный) этап Конкурса проводится в Москве в марте 2026 года. Транспортные расходы и расходы, связанные с проживанием финалистов Конкурса и одного сопровождающего лица для каждого участника заключительного этапа, оплачиваются Учредителем Конкурса.
6.1.5. В случае отказа или невозможности финалистов, отобранных Конкурсной Комиссией, принять участие в очном этапе Конкурса по каким-либо причинам, к участию могут быть приглашены другие участники, отобранные Конкурсной Комиссией согласно рейтинга работ заочного этапа.
6.1.6. В рамках второго (очного) этапа финалисты пишут итоговую конкурсную работу.
7. Подведение итогов Конкурса и награждение победителей
7.1. Конкурсная комиссия подводит итоги Конкурса и определяет победителей, занявших 1-е, 2-е и 3-е место в каждой из трех возрастных групп.
7.2. Победители Конкурса награждаются дипломами первой, второй и третьей степени и ценными призами.
7.3. Все финалисты награждаются дипломами участника заключительного этапа Конкурса и памятными подарками.
7.4. Образовательные учреждения и педагоги, подготовившие победителей, занявших 1-е место в каждой из трех групп, награждаются дипломами и специальными призами.
7.5. Итоги Конкурса публикуются на сайте (http://www.letogospodne.ru).
7.6. Творческие работы победителей и финалистов публикуются на сайте Конкурса, в литературных журналах, в средствах массовой информации и отдельных сборниках произведений.
Приложение №2
Ключевые тематические направления и возможные темы
творческих работ*
1. Священное Евангелие как основание русской литературы.
Образ Евангелия в творчестве русских писателей. Евангельские мотивы в классических произведениях. Стихотворное переложение псалмов в русской поэзии. История Церкви и жития святых как основа для литературного творчества. Заповеди блаженства в литературных произведениях.
Священное Писание издавна стало источником вдохновения многих русских писателей и поэтов. В нём, независимо от глубины своей веры, писатели заимствовали образы и сюжеты для своих художественных посланий. Библейским героям в русской литературе посвящены отдельные произведения, в которых авторы стремятся осмыслить поступки героев священных текстов, особым образом поэтизировать образы или передать глубину нравственного падения. Порой, чтобы правильно понять то или иное произведение русской классики, нужно его изучать с Библией и Евангелием в руках.
2. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Подвиг любви и веры.
Понимание подвига в произведениях русских писателей. Святые князья Борис и Глеб, князь Михаил и боярин Феодор Черниговские – страстотерпцы Святой Руси. Традиции русского воинства и память святого князя Александра Невского. Подвиг в тылу и на фронте в произведениях о Великой Отечественной войне. Подвиг материнства. Новомученики и исповедники Русской Церкви – страдальцы за веру и правду. Герой нашего времени – размышления о подвиге современников.
Евангельские слова Христа Спасителя о подлинном значении любви стали путеводной звездой для русского народа. С времен святых благоверных князей Бориса и Глеба, ровесников Крещения Руси, ставших жертвами кровавой междоусобицы, идеалом для всякого русского человека стало глубокое доверие Богу и подлинное самопожертвование, которые становятся залогом обретения вечной жизни во Христе и спасения Отечества.
Андрей Боголюбский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, полководцы Суворов и Кутузов, Ушаков и Нахимов, Жуков и Рокоссовский, герои России Роман Филиппов и Нурмагомед Гаджимагомедов – каждый из них в своей жизни и служении руководствовался высоким идеалом служения Отечеству и исполнения долга даже ценою собственной жизни. Не меньшего уважения и памяти достойны подвиги матерей и жен, вырастивших достойных граждан, испытавших горькую потерю мужей и сыновей в бесчисленных нашествиях иноземцев на Святую Русь. Незримый подвиг учителей и врачей, священников и инженеров, строителей и всех скромных тружеников – благодаря ему созидается спокойная и мирная жизнь народа.
Тема подвига красной нитью присутствует в русской литературе с времен «Задонщины» и древних былин до произведений современных авторов, лауреатов Патриаршей литературной премии. Кто он – подлинный герой нашего времени?
3. «Побеждайте зло добром!» К 100-летию преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
Детство и юность будущего Патриарха Тихона. Образ доброго пастыря: богобоязненность, мудрость, твердость в вере, великодушие и смирение. Святитель Тихон в воспоминаниях современников. Патриарх Московский и всея России Тихон и начало эпохи новомучеников Церкви Русской. Послания Патриарха Тихона, как пример пастырского мужества и образец духовного назидания в огненную пору. Память о святителе Тихоне в наши дни.
«Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза» -избранный Поместным Собором Святейший Патриарх Тихон возглавил Церковь на рубеже эпохи испытаний и гонений. За плечами его были годы архипастырского служения в дали от Родины, в Польше и на Аляске, в охваченной кровопролитными сражениями Первой мировой войны Литве и в революционной Москве. Будучи кротким и смиренным по характеру, он проявил твердость в исповедании веры и сохранении Церкви.
Образ святителя Тихона, мудрого, исполненного веры и возложившего все упование на Всемогущий Промысл Божий, вдохновил множество архипастырей, священников и обычных мирян быть твердыми в исповедании веры, не смотря ни на какие гонения и притеснения. Словно путеводный свет маяка над бушующим морем испытаний сияют слова святителя Тихона: «Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом!».
4. «Помните! Через века, через года, — помните! О тех, кто уже не придет никогда, — помните!» Р. Рождественский. К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Творчество писателей-фронтовиков К. Симонова, Ю. Бондарева, Б. Васильева и других. Тема подвига и верности долгу в произведениях о Великой Отечественной войне. Юные герои Великой Отечественной войны. Память о войне в моей семье. «Стоя на месте великих боёв» – личные впечатления от поездок на места боевой славы. Подвиг священнослужителей в годы Великой Отечественной войны. Жизнь и смерть: размышления о судьбах фронтовиков. «Чтобы помнили» – рассказы из жизни поисковых отрядов.
Великая Отечественная война, помимо великих страданий, принесла нашему народу и великую веру в то, что любое неправедное вторжение на русскую землю неизбежно потерпит крах, и Господь поможет одолеть полчища любых завоевателей, сколько бы их ни было, и какой бы военной мощью они ни располагали. Это убеждение – в своей правоте, нравственной силе, противостоящей до зубов вооружённому агрессору, – придало русской литературе XX века самый значимый импульс для того, чтобы заново переосмыслить себя, своё место в мире, и до сих пор служит источником вдохновения уже для поколений внуков и правнуков солдат-победителей.
Тема Великой Победы поистине неисчерпаема – она окружает нас не только в виде литературных произведений из школьной программы, и за её пределами, но молчаливо взывает к нам именами не вернувшихся с войны дедов и прадедов, чьи имена запечатлены как на простых памятниках, так и на гранитных плитах мемориалов Курской дуги, Ржева и Смоленска.
5. «Паче всего люби родную литературу, и звание литератора предпочитай всякому другому». К 200-летию со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Образы русской жизни в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города» – острая сатира и сердечная боль о России. Образы греховных страстей и торжество совести в героях «Господ Головлевых» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Назидательный смысл сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Самобытность литературного языка в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Евангельские истоки сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Все творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина, начиная с повестей 1840-х годов и «Губернских очерков», пронизано библейскими мотивами, образами и сюжетами. Обращение писателя к библейским смыслам носило как эстетический характер, так и представляло способ художественного возведения бытового и обыденного через вечные архетипы и мифологические сюжеты в высокий общечеловеческий план.
Важнейшей составляющей произведений Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина является исключительный интерес к внутренней рефлексии личности, потребовавшей для художественного воплощения особого соединения сатиры, проповеди и лиризма. Элегическое начало, в высшей степени свойственное национальному духу и русскому искусству, в творчестве Салтыкова-Щедрина выводит к глубинам анализа психологии человека в момент его нравственного выбора, к философскому осмыслению бытия. Те вопросы, которые писатель поднимает перед читателем через образы героев и конфликты, отраженные в произведениях, звучат грозным предзнаменованием испытаний и потрясений, которые пережила Россия в XX веке.
6. «Поистине, то был Золотой век нашей литературы, период её невинности и блаженства!» М.А. Антонович. Поэзия и проза XIX столетия.
Формирование русского литературного языка в начале XIX столетия. Романтизм, место человека и духовные искания в русской поэзии XIX в. Духовное начало в русской поэзии Золотого века. Новые герои русской литературы XIX столетия. Развитие отечественной драматургии. Русская проза XIX столетия как отражение общественной мысли. Психологический роман, как новая форма русской литературы, прославившая ее в мировом искусстве. Духовные писатели св. Феофан Затворник, свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Иннокентий (Вениаминов), св. Филарет Московский и другие представители духовного жанра XIX столетия в их влиянии на русскую словесность.
Центральная мысль русской классической литературы – непрерывность и ожесточенность борьбы добра и зла в человеческой душе, озабоченность ее проблемой спасения, готовность определённо ответить самой себе, на чьей она стороне, готовность нести ответственность за этот выбор.
В поэтической сфере основной конфликт романтизма в первой половине XIX в. заключается в расхождении личной нравственности с общественными устоями, сложившимися обычаями дворянского быта. Этот внутренний конфликт зачастую принимает формы противопоставления себя обществу, «свету».
Во второй половине XIX столетия психологический роман становится новой литературной формой, через которую особенно ярко проходит линия поиска путей спасения и духовного преображения человека в изверившемся и исказившем Христовы заповеди обществе.
Писатели духовного жанра на протяжение всей эпохи трудятся уединенно, едва касаясь литературной среды, однако же их произведения как бы дают ответ на большинство вопрошаний выдающихся писателей эпохи о путях спасения.
Евангелие неизменно является духовным стержнем русской классической литературы, образовательной и воспитательной основой ее Золотого века.
*По любому из направлений тема может быть сформулирована автором самостоятельно
Приложение №3
Примерные жанры конкурсных работ*
Рассказ
Рассказ — это небольшое по объему эпическое произведение, отличающееся, как правило, сжатостью и простотой повествования. Эта особая, большая, чем в повести, сжатость раскрытия содержания и является главным признаком рассказа. Число персонажей в рассказе обычно очень невелико. Уплотненность повествования, небольшое количество персонажей, отбор только самого основного делают изображение жизни в рассказе очень выпуклым и ярким. Это позволяет в небольшом по объему произведении обрисовать и самого человека, и окружающую его среду, и пейзаж, что сообщает изображению в нем жизни большую полноту.
Литературно-критическая статья
Критическая статья — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка произведения, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя и др. Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т.е. наряду с разбором и оценкой произведения, в них рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем.
Эссе
Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Эссеист, как правило, не выносит окончательного приговора произведению искусства.
Эссе могут быть литературно-критическими, публицистическими, философскими, историко-библиографическими. Эссеисты, пишущие на публицистические темы, часто используют форму письма и дневника.
Очерк
Очерк – эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк отличается от рассказа, в котором изображаются вымышленные события, созданные творческим воображением писателя. Очерки бывают документальными (или публицистическими) и художественными. Разновидности современного очерка: публицистический монолог; дневниковые заметки; очерк-портрет; очерк-исповедь; очерк-программа.
Дневник
Дневник — это форма повествования, которая ведется от первого лица. Реальные люди могут записывать те или иные текущие события своей жизни. Это, по сути дела, их подневные автобиографические записи, они всегда современны описываемым событиям.
В художественной литературе могут быть использованы дневниковые записи героев, и в этом случае дневник выступает как жанровая разновидность художественной прозы.
Путешествие
Литературный жанр «путешествие» имеет две разновидности:
Это различные описания очевидцем-путешественником географического, этнографического и социального облика увиденных им стран и народов, т.е. документальные путешествия. Они имеют, как правило, познавательную и эстетическую ценность, особенно если они написаны в эпохи, когда проза еще не расчленилась на художественную и научную, например «Хождение за три моря» А. Никитина.
Путешествие — это также и жанр произведений, сюжет и композиция которых излагаются и строятся как документальные путешествия. Художественный жанр «путешествие» формировался под влиянием путевых рассказов и записей самих путешественников. Значительную роль в его развитии сыграли легенды, возникшие на основе этих рассказов и записей.
Исходя из задач Конкурса, все представленные выше жанры могут быть реализованы в форме сочинения-описания, сочинения-повествования и сочинения-рассуждения.
Сочинение-описание
Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения. Описание – это упорядоченное перечисление наиболее существенных признаков предмета (вещи, человека, животного, явления, процесса и т.д.). Например: «Портретная характеристика Печорина».
Сочинение-повествование
На повествовательных частях художественного текста может быть построено целое рассуждение, например, «Пути исканий смысла жизни князем Андреем». Вся аргументирующая часть этого рассуждения будет представлять собой сжатое повествование об основных этапах жизненного пути Андрея Болконского.
Сочинение-рассуждение
Наиболее распространённый тип сочинения. Рассуждения на литературную тему могут быть в различных жанрах: от отзыва о прочитанной книге до литературно-критической статьи и краткого литературного обзора.
* Другие жанры могут быть выбраны автором самостоятельно