Детско-юношеский литературный конкурс им. Ивана Шмелева «Лето Господне»

С днём Учителя!

Как бы мы ни разнились, где, когда и в каких бы семьях ни родились, учитель есть у каждого (в скобках добавим – «и не один»).

У каждого из нас при упоминании слова «учитель» или «учительница» возникает образ того или той, кто каждый год с первого сентября по конец мая вели наш урок и в классе, и за его пределами.

Предметы, задачи, решения, контрольные, экзамены – все эти слова входят в нашу жизнь уже с первых лет нашей жизни, и многие из нас представляют себе неделю как разворот школьного дневника: понедельник в левом верхнем углу, за ним – целая неделя, месяц, четверть, полугодие, год, складывающиеся в Большую Жизнь.

Мы учимся в школах, гимназиях, колледжах, лицеях, институтах, университетах, и наша память собирает лица наших учителей в огромную картотеку. Даже случайно встречая их на улице, мы узнаём их ещё издали, стремимся добежать и поздороваться, ждём, что они спросят, как мы. Как они – мы будто бы заранее знаем. «По-прежнему». Или перешли в другую школу. Могли сменить учительство на другую сферу забот, но в нас они остаются именно теми, кто вёл наши уроки, смотрел нам в глаза, расспрашивал, узнавая, подготовились ли мы, готовы ли…

Они дороги нам спустя долгие десятилетия. Они – первые взрослые в нашей судьбе, которые не были обязаны воспитывать нас, но всё-таки исподволь – воспитывали. Примером. Образом. Стоянием посреди наших вопросов, умением отвечать на не слишком иногда умные и глубокие наши вопросы. Как они радовались, когда мы выучивали уроки, делали задания на «отлично»! Как огорчались, если мы ленились…

Наши учителя.

Живая эмоциональная связь с ними возникала далеко не всегда. Некоторые из учителей, изнурённые нагрузкой, были подобны свету далёких звёзд. Иные, теряя терпение, были суровы к нам, а самые любимые улыбались нам порой чаще наших родителей, но все они давали нам понятие о том, что же такое жизнь. Какова она. Каковы люди. Как сложно бывает с ними и как просто. На что полагаться. Как себя вести. Во что верить.

Два незабвенных образа учителей некогда создал Редьярд Киплинг – медведя Балу и пантеры Багира. Оба они, и мужчина, и женщина, одиноки, и посвятили себя защите Стаи от угроз, которые таили в себе джунгли. Багира – учитель, скажем так, внештатный, приходящий, Балу учреждён Стаей как толкователь Закона Джунглей. Он проводит и теоретические, и практические занятия с волчатами, учит их прятаться, обороняться, добывать пищу, но добывать её себе в согласии с этикой бесконечного леса. Когда Маугли похищен злобными обезьянами, оба идут к могучему Каа, рискуют жизнью, чтобы спасти его. Удав Каа становится Маугли третьим учителем и другом.

Вспомните своих учителей. Поздравьте их с праздником, позвоните, напишите. Им будет не просто приятно – они будут счастливы знать, что их помнят и в той суматохе, которая охватывает и их, и всех нас каждый учебный год.

А мы сегодня вспоминаем и поздравляем доблестных экспертов нашего конкурса. Каждый год они трудятся над оценкой ваших работ, так отличающихся временами от школьных сочинений. И восхищены ими, и радуются им, и находят удивительные слова для описания того, что прочли и оценили. На экспертных совещаниях мы каждый раз предоставляем им слово, чтобы порадоваться их умению выразить непосредственное впечатление, разглядеть одарённость в промелькнувшей фразе, выделить её и объяснить, почему на них так подействовала то или иное сравнение, образ, фраза или даже одно-единственное словосочетание.

С праздником, дорогие наши старатели.

Поздравляем с днём Учителя всех стоящих у доски или за вузовской кафедрой. Сегодня – наш общий день. Учительствуйте. Учите. И пусть ни один из будущих дней не будет менее светлым, чем этот.