В мероприятии приняли участие председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, главный редактор газеты «Вечерняя Москва» А. И. Куприянов, директор Государственной публичной исторической библиотеки М. Д. Афанасьев, главный редактор издательства «Даниловский благовестник» В. Ю. Малягин, помощник председателя Издательского совета иеромонах Макарий (Комогоров) и шеф-редактор «Детской роман-газеты» Екатерина Рощина. Ведущей круглого стола выступила Анна Данилова, главный редактор интернет-портала «Православие и мир».
В приветственном слове митрополит Климент отметил, что главным отличием Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне» от множества других конкурсов является то, что он призван побудить юных авторов обратиться к осмыслению как духовных основ русской литературы, так и влияния духовной традиции на творчество современных писателей. «Через литературное творчество, – отметил владыка Климент, – мы пытаемся пробудить в подростке интерес к постижению собственной души, к общению с Богом и к пониманию окружающего мира через призму собственных отношений с Богом». Конкурс не случайно получил название «Лето Господне» в честь одного из самых ярких произведений И. С. Шмелева. Этому писателю удалось по-настоящему глубоко реалистично изложить христианское понимание жизни.
А. И. Куприянов обратил внимание участников круглого стола на то, что современные информационные технологии приносят новые смыслы и новый образ жизни. В результате господства цифровых технологий изменяется мышление, меняются традиционные формы общения и даже моторика. «Мы должны сделать все возможное, – отметил Александр Иванович, – чтобы вернуть внимание ребят к истокам, на которых зиждется традиционная русская православная культура».
В своем выступлении М. Д. Афанасьев поделился наблюдениями, что современная молодежь возвращается к книге, с интересом учится работать в библиотеке, и это дает надежду на то, что развитие традиционной культуры чтения не прекратится. Михаил Дмитриевич напомнил, что во времена обучения А. С. Пушкина в Александровском лицее представители старшего поколения также подвергали учеников критике, сетуя, что «они и латыни-то не знают», не горят желанием изучать Гомера и Вергилия. Однако, очень важно пробудить у молодежи интерес к творчеству, потому что через литературные сочинения старшее поколение получит еще одну возможность понять, чем живет и чем «дышит» молодое поколение.
Екатерина Рощина отметила, что у современных детей в связи с большой учебной нагрузкой остается очень мало времени для творчества. Но творческое развитие, без которого невозможно представить полноценной личности.
В своем выступлении В. Ю. Малягин сделал акцент на том, как важно в процессе изучения литературы в школе раскрывать сокровенные смыслы русской классики, которая основывается на духовной традиции Православия. Это может стать краеугольным камнем преподавания в школе Основ православной культуры, поскольку творчество русских писателей пронизано евангельскими смыслами.
В ходе дискуссии все участники круглого стола высказались о важности вовлечения родителей в творческое развитие детей и молодежи. Только в духовно-здоровой, читающей семье возможно формирование цельной, высоконравственной и сильной личности. Негативную роль на формирование мировоззрения детей и молодежи оказывают социальные сети, в которых зачастую бывают случаи искажения языка, искажения культуры и реальности. Важно, чтобы мы учились владеть технологиями, а не они «владели нами».
Международный детский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне», посвященный 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира и 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, проводится Издательским советом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
На конкурс принимаются литературные творческие работы. Ценность таких сочинений в том, что они помогают реализовать творческий потенциал авторов и отражают жизненную философию подрастающего поколения. Тематические направления конкурса предполагают знакомство с историческими материалами, древнерусскими текстами, классическими и современными литературными произведениями, раскрывающими систему православных ценностей.
Конкурс проходит в два этапа. На первом (заочном) этапе с 1 сентября по 10 декабря 2014 года осуществляется прием творческих работ и их оценка Конкурсной комиссией. Участники конкурса распределяются по трем возрастным группам: 6-7-е, 8-9-е, 10–12 классы.
На второй (очный) этап в дни весенних школьных каникул в Москву приглашаются по 10 участников от каждой возрастной группы, набравших наибольшее количество баллов. Финалисты пишут итоговую работу на предложенную тему, по результатам которой будут названы призеры конкурса.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание России».