К нам на сайт продолжают поступать творческие работы юных авторов. И сегодня мы представляем еще одного члена жюри, педагога, филолога и автора учебника «Основы православной культуры» Аллу Бородину.
— Алла Валентиновна, в чем цели и задачи конкурса «Лето Господне»?
— Цели конкурса, по большому счёту, имеют непреходящее значение — чтобы непереводились на земле русской, давшей миру великую русскую культуру, таланты. Организаторы конкурса, как я почувствовала, направили свои усилия на главнейшие факторы единства России — русский язык, литературу и историю, эти три кита, на которых держится культура и формируется сознание государственной и национальной идентичности. Именно на этих трёх китах всегда строилась вся воспитательная система по формированию личности
— Как ребятам писать, чтобы на их работы обратили внимание члены жюри?
— Конечно, Вы имеете в виду, чтобы обратили внимание в хорошем смысле — заинтересовали, приятно удивили? Прежде всего, ребятам придётся писать грамотно, потому что первый этап конкурса — это отсев по вопросам грамотности. Значит, ребятам нужно будет и самим потрудиться, взять на вооружение все навыки самоконтроля и, может быть, посотрудничать со взрослыми — родителями, учителями, старшими братьями, сёстрами, прибегнуть к их помощи. Это очень хорошо, это ведь тоже средство социального иродственного единения на хороших целях и хорошем материале. А в плане содержания и его изложения, нужно постараться писать самим, собирать информацию, анализировать, отбирать, но излагать самим, не брать готовое в Интернете, потому что такие работы будут отсеиваться, а учиться говорить со своим внутренним я, с историей, с наукой, спредполагаемым читателем.
— Чего не хватает современным школьникам?
— Современным школьникам не хватает веры в то, что творчество имеет смысл и духовную ответственность. Ребят загнали ЕГЭ, гонкой за баллами, борьбой за права, формальными документами. Детей не очень ориентируют на саму жизнь в высоком смысле этого слова, тоесть на то, что происходит внутри него, то главное, что делает человека человеком и делает его счастливым. Его всё время направляют на внешнее —
— Как могут педагоги увлечь ребят — убедить поучаствовать в конкурсе?
— Думаю, что учитель должен прежде всего донести до учеников информацию о конкурсе, не только разместить её на стенде, но и обозначить ряд тем, к которым был обнаружен интерес школьников, или в которых возникли споры, или даже непонимание, то есть можно использовать участие в конкурсе как продолжение дискуссии или углубление или обобщение темы.
— Какова роль учителя в развитии творческих способностей ребят?
— Роль учителя теоретически велика в этом смысле, но, к сожалению, современным учителям играть эту роль всё сложнее. Если позволите, я не буду развивать эту мысль, она связана с целым рядом проблем современного образования, поскольку не в сторону развития системы воспитания личности и, тем более, творческой личности была направлена модернизация образования в течение последней четверти века. И не на развитие отношений сотрудничества
— Почему ребятам надо изучать «Основы православной культуры»?
— Без основ православной культуры невозможно изучать ни отечественную литературу, ниисторию, ни русский язык. А воспитывающее значение этого курса вообще невозможно переоценить. Причём этот воспитывающий потенциал охватывает все уровни жизни человека: физиологический, социальный, духовный — и все сферы бытия: и межличностных отношений в обществе, на производстве, в быту, и творческого развития и реализации, игражданского уклада, и семейных отношений. И, конечно, собственно духовной жизни человека, эта сфера духовного совершенствования раскрывается только в этом нашем курсе, систематически, ненавязчиво через культуру, историю, отечественную литературу.